top of page

Лесные пожары 2010-2016 годов как результат действия экстрактивных институтов в России.

  • Сергей Лукин
  • 4 янв. 2017 г.
  • 3 мин. чтения

Во время перестройки лесные хозяйства частично потеряли государственное финансирование, 40% средств оплачивало государство, а 60% директор лесхоза должен добыть сам. Одновременно был принят федеральный закон об уголовном преследовании в случае задержки более двух месяцев. При этом план на проведение различных лесохозяйственных мероприятий, в том числе противопожарных никто не отменял. Что делать директору лесхоза? Конечно использовать имеющиеся ресурсы - это лесонасаждения. Началась спайка между директорами лесхозов, главными лесничими и начинающими предпринимателями. Лесная отрасль в начале двухтысячных годов была весьма демократичной, каких либо-ограничений кроме лесных регламентов не было и предприятия конкурировали между собой свободно, и каждый пытался перетянуть на свою сторону директора лесхоза, возникла возможность для взяток и злоупотреблений с лесными ресурсами. Все это было мелко по сравнению с сегодняшними коррупционными схемами, но как тогда мелкое взяточничество было продуцировано государством так и сейчас коррупция были результатом действия экстрактивных институтов России. Никто ни спрашивал российских граждан, узкий круг лиц решал и решает как должны жить работники лесного хозяйства и лесопользователи - это и есть основной принцип экстрактивных институтов.

Неожиданно через средства массовой информации примерно с 2004 года начались нападки на лесную отрасль, рассказы про злобных "черных лесорубов" хищнически грабящих лесные ресурсы России, причем объем самовольных рубок был сопоставим с мировых экспортом лесоматериалов. Эта ложь рассыпалась при ответе на один простой вопрос: откуда столько лесозаготовительной техники, автотранспорта и погрузочно-разгрузочной техники, подвижного состава и мест погрузки? Поскольку обыватели такими вопросами не задаются, а пропаганда смогла создать образ нарушения законов при лесопользовании было сформировано общественное мнение для проведения реформы лесной отрасли, в 2008 году был принят новый лесной кодекс, взяточничество было устранено, началась тотальная коррупция в лесной отрасли. Если не вдаваться в разбор изменений лесного законодательства, а выявить его основную суть - контроль над лесными ресурсами перешел от директоров лесхозов в руки областного начальства, региональные кущевки получили дополнительные возможности для создания различных коррупционных схем для пополнения своих доходов. ("Черные дыры в экономике" будут описаны в следующих блогах).

Однако самый страшный удар пережили лесные хозяйства, они были попросту уничтожены - зачем оставлять свидетелей лесного беззакония; в лесхозах оставили писарей, работники занимавшиеся лесохозяйственными мероприятиями, а главное-противопожарными работами были сокращены. Функции противопожарных мероприятий вместе с финансированием оттянуло на себя МЧС, интересант рассказов про "черных лесорубов", развала лесного хозяйства объявился.

Противопожарные мероприятия включают в себя много интересного: опашка лесных участков, для предотвращения распространения пожаров, опашка населенных пунктов, чтобы люди не сгорали, патрулирование вверенных участков леса вовремя пожароопасного сезона, борьба с очагами возгорания, этим как раз раньше все и заканчивалось, тушение крупномасштабных пожаров. Подготовкой руководителей занимались лесные институты, выпускник поступал на службу и работал всегда на одном участке в последствие продвигаясь по карьерной лестнице. Работая на одном лестном участке эти люди через пять - шесть лет запоминали местность, правильно планировали минеральные полосы, и вполне удачно боролись с лесными пожарами. Распространение огня в лесонасаждениях разнообразно, но можно разделить условно на три этапа. Первый этап - очаг возгорания, тушится менее проблемно минполосой, опашкой и просто бригадой лесников со специнструментом. Второй этап - пожар набирает силу, температурный фронт выпаривает летучие взрывоопасные элементы - смолы, которые при воспламенении дают высокую температуру. С таким пожаром справится очень трудно он перепрыгивает ручьи, дороги, минполосы, опашки и остановить его можно ликвидацией продуктов горения на пути распространения - надо выжигать лес предварительно сделав минполосу. Еще более страшен верховой пожар, когда горит не снизу, а кроны деревьев. Это происходит с еще большей скоростью и действия по тушению должны быть еще более тщательно спланированы, иначе можно потерять огнеборцев. А теперь представьте, что людей с уникальным человеческим капиталом выперли, а в лес пустили сотрудников МЧС по большей части набранных с правоохранительных органов, не имеющих просто никакого опыта ориентации на местности, в лесу адресов нет, а пересеченная, не знакомая местность может привести к гибели личного состава. Больше всего удивляет стратегия тушения пожаров - очаги не тушат, пожары уже бесполезно, как результат - ежегодная катастрофа в России, превращающаяся в бедствие планетарного масштаба, преступное занижение площадей горения и прочие гримасы экстрактивных институтов.


 
 
 

Comments


© 2016 Сергей Лукин. Сайт создан на Wix.com

  • Facebook Clean Grey
  • Twitter Clean Grey
  • LinkedIn Clean Grey
bottom of page